Предметная область — совокупность всех объектов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в соответствующей области.
Предметную область часто называют областью исследования, областью изучения или кругом интересов.
В английском языке это Field of Study.
Модель — это упрощённая подача реального объекта, явления или процесса.
Люди создают:
- модели одежды для нахождения новых силуэтов и направлений моды,
- модели самолетов – для выяснения условий, которые обеспечат надёжность их полётов,
- модели архитектурных комплексов – для изучения их совместимости с уже существующими и т.д.
Моделями объектов являются:
- знакомые вам карта Украины и глобус в кабинете географии,
- модели органов человека в кабинете биологии,
- план спортивной площадки школы,
- словесное описание незнакомого вам человека.
Моделями явлений являются рисунок радуги, звукозапись пения птиц, видеозапись северного сияния.
По способу подачи модели делят на материальные и информационные.
Материальная модель – это модель объекта или явления, поданная в виде его предметной копии.
Игрушки, чучела животных, манекены, муляжи, глобус, макет водяной мельницы – все это примеры материальных моделей.
Информационная модель – это модель объекта или явления, поданная в виде его описания.
Например, карта земного шара, портрет писателя, химическая формула вещества, произведение с описанием дождя, фотография молнии – это примеры информационных моделей.
Информационные модели по форме подачи делят на:
- словесные – устные и письменные описания
- графические – рисунки, чертежи, пиктограммы, карты
- структурные – таблицы, графики, схемы, диаграммы
- математические – формулы, уравнения, функции, неравенства
- специальные – химические формулы, нотные записи, записи шахматных партий
По областям использования модели делят на:
- учебные – наглядные приборы, тренажеры, которые создаются для обучения: например, тренажер для обучения пилотов;
- исследовательские – создаются для исследования объекта или явления с целью прогнозирования возможных значений его свойств; как правило, это уменьшенные или увеличенные копии объекта, который создаётся: например, модель крыла самолёта для определения подъёмной силы, которая действует на него;
- научно-технические – создаются для научных исследований объектов и явлений: например, модель движения планет Солнечной системы, и другие;
- игровые – военные, экономические, спортивные, деловые игры, которые создаются для разработки и проверки разнообразных стратегий поведения, и другие.
|